Разработка варианта гибкого алгоритма управления для организации безостановочного движения маршрутного пассажирского транспорта через регулируемый перекресток
https://doi.org/10.21122/2309-4923-2025-2-32-44
Аннотация
Приведен анализ существующих методов уменьшения вероятности возникновения блокировки движения маршрутных пассажирских транспортных средств на регулируемых перекрёстках. На участке улично-дорожной сети в районе пересечения проспекта Независимости – проспекта Машерова – улицы Козлова разработаны алгоритмы гибкого управления для уменьшения блокировок движения маршрутных пассажирских транспортных средств другими транспортными средствами на базе интеллектуальных транспортных систем, а также предложены решения по применению современных средств управления светофорным регулированием. С помощью имитационного микромоделирования выполнена оценка результативности предложенных решений и их эффективности.
Об авторах
Ю. ЛюБеларусь
Лю Юйвэй, кафедра «Транспортные системы и технологии», аспирантка.
г. Минск, Республика Беларусь
Д. С. Саражинский
Беларусь
Саражинский Денис Сергеевич, кандидат физ.-мат. наук, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии»
г. Минск, Республика Беларусь
Д. В. Капский
Беларусь
Капский Денис Васильевич- заместитель председателя ВАК, доктор технических наук, профессор. Профессор кафедры «Транспортные системы и технологии».
d.kapsky@gmail.com
г. Минск, Республика Беларусь
Список литературы
1. Капский, Д. В. Бионическое развитие транспортных систем городов / Д. В. Капский, С. В. Богданович // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей. – Минск, 2022. – Вып. 4. – С. 91–97.
2. Устойчивая городская мобильность: теория и практика развития / А. О. Лобашов, Е. Н. Кот, Д. В. Капский [и др.]. – Вологда : Инфра-Инженерия, 2023. – 236 с.
3. Капский, Д. В. Методология повышения качества дорожного движения /Д. В. Капский / Минск : БНТУ, 2018. – 372 с.
4. Капский, Д. В. Повышение эффективности применения информации при организации перевозок пассажиров в городах / Д. В. Капский, С. С. Семченков, О. Н. Ларин // Наука и техника. – 2022. – № 4. – С. 323-330. – DOI: 10.21122/2227-1031-2022-21-4-323-330
5. Transit signal priority // TSMO at WSDOT. – URL: https://tsmowa.org/category/intelligent-transportation-systems/transit-signal-priority (дата обращения: 04.06.2025).
6. Signal Priority // Federal Transit Administration. – URL: https://www.transit.dot.gov/research-innovation/signal-priority (дата обращения: 04.06.2025).
7. Bus rapid transit. Planning guide. – New York, 2007. – 825 p.
8. RTF-Road traffic flows : свидетельство о регистрации компьютерной программы № 222 / Д. В. Капский, Д. В. Мозалевский, М. К. Мирошник, А. В. Коржова, В. Н. Кузьменко, А. С. Полховская, Е.Н. Костюкович. – № С20100112 ; заявл. 07.09.2010 ; опубл. 17.09.2010 / Нац. центр интеллектуальной собственности.
9. Технические средства организации дорожного движения / Е. Н. Кот, Д. В. Капский, А. В. Коржова. – Минск : БНТУ, 2016. – 239 с.
10. TEDIX – оборудование для V2X // Fort Telecom. – URL: https://tedix.fort-telecom.ru/ (дата обращения: 04.06.2025).
11. Vehicle-to-Everything (V2X) 5G в эволюции автомобилей // TAdviser. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Vehicle-to-Everytning_(V2X)_5G_в_эволюции_автомобилей (дата обращения: 04.06.2025).
12. Врубель, Ю. А. Определение потерь в дорожном движении / Ю. А. Врубель, Д. В. Капский, Е. Н. Кот. – Минск: БНТУ, 2006. – 239 c.
Рецензия
Для цитирования:
Лю Ю., Саражинский Д.С., Капский Д.В. Разработка варианта гибкого алгоритма управления для организации безостановочного движения маршрутного пассажирского транспорта через регулируемый перекресток. Системный анализ и прикладная информатика. 2025;(2):32-44. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2025-2-32-44
For citation:
Liu Y., Sarazhinsky D.S., Kapski D.V. Development of a flexible traffic flow management option for organizing non-stop traffic of public transport in the area of a controlled intersection. «System analysis and applied information science». 2025;(2):32-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2309-4923-2025-2-32-44