ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОРОЖДЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА
https://doi.org/10.21122/2309-4923-2017-2-62-67
Аннотация
Целью данной работы является разработка лингвистического обеспечения автоматической системы порождения англоязычного рекламного текста по косметике и парфюмерии, и ее последующая реализация в виде компьютерной программы. Создаваемая система разрабатывается по принципу лингвистически мотивированных технологий, что требует использования широкого спектра лингвистических знаний о структуре и содержании порождаемого текста (базы данных, семантические и формальные языки). Лингвистическая база данных рассматриваемой системы включает следующие компоненты: автоматический словарь лексических единиц с указанием семантических и морфологических сведений, семантико-синтаксические формулы текстов на формальном языке СЕМСИНТ. В работе рассматривается каждая составляющая этой базы данных. Словарь лексических единиц строится на основе анализа тридцати оригинальных англоязычных рекламных текстов по косметике и парфюмерии, относящимся к трем предметным областям (губная помада, тушь для ресниц, шампунь). Словарная статья автоматического словаря включает две зоны: зону грамматических сведений, зону семантических сведений. Зона грамматических сведений содержит информацию о части речи лексической единицы, а также набор ее морфологических признаков. Зона семантических сведений включает семантический признак лексической единицы, т. е. ее отнесенность к определенному семантическому подклассу. Для этого была произведена семантическая классификация всех слов исследуемых текстов с присвоением им соответствующих кодов. В качестве примера в работе приводится результат семантической классификации имен существительных исследуемых рекламных текстов предметной области «губная помада».
Вторую часть базы данных составляют семантико-синтаксические формулы текстов на формальном языке СЕМСИНТ. В работе описываются составляющие языка СЕМСИНТ, а также рассматривается его сущность и правила его использования. Представлен пример семантико-синтаксической формулы текста, созданной средствами данного формального языка.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. МетлицкаяБеларусь
Метлицкая Наталья Анатольевна, аспирант кафедры информатики и прикладной лингвистики
Адрес: г. Минск, ул. Есенина, 6/3, кв.81. Тел: (29) 502 88 91. E-mail: magnatusik@gmail.com
Список литературы
1. Болдасов, М. В. Генерация текстов на естественном языке – теории, методы, технологии / М. В. Болдасов, Е. Г. Соколова // НТИ. Сер.2, Информац. процессы и системы. – 2006. – № 7. – С. 1–14.
2. Всеволодова, А. В. Компьютерная обработка лингвистических данных: учеб. пособие / А. В. Всеволодова. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 96 с.
3. Пиотровский, Р. Г. Текст, машина, человек / Р. Г. Пиотровский. – Л.: Наука, 1975. – 327 с.
4. Mann, W. C. Computer generation of multiparagraph English text / W. C. Mann, J. A. Moore // American J. of Computational Linguistics. – 1981. – Vol. 7 (1). – pp. 17–29.
5. Бусел, Т. В. Лингвистические аспекты автоматического порождения англоязычных деловых электронных писем: дис.канд. филол. наук: 10.02.21 / Т. В. Бусел. – Минск, 2011. – 113 л.
6. Соколова, Е. Г. Автоматическая генерация текстов на ЕЯ / Е. Г. Соколова [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/archive/2004/sokolova.htm. – Дата доступа: 08.04.2015.
7. Метлицкая, Н. А. Лексико-семантическая специфика англоязычных рекламных текстов по косметике и парфюмерии / Н. А. Метлицкая // Вестник МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2016. – № 3(82). – С. 109–116.
8. Зубов, А. В. Семантико-синтаксический язык для записи текстов в памяти ЭВМ / А. В. Зубов // Функционирование и развитие языковых систем. Сб. научных трудов. – Минск: Вышэйшая школа, 1990. – С. 110–117.
9. Филлмор, Ч. Дело о падеже / Ч. Филлмор // Лингвистика ХХ века: система и структура языка: хрестоматия в 2 ч., сост. Е. А. Красина. – М.: РУДН, 2004. – Ч. 2. – С. 75–96.
Рецензия
Для цитирования:
Метлицкая Н.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БАЗА ДАННЫХ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОРОЖДЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА. Системный анализ и прикладная информатика. 2017;(2):62-67. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2017-2-62-67
For citation:
Metlitskaya N.A. LINGUISTIC DATABASE FOR AUTOMATIC GENERATION SYSTEM OF ENGLISH ADVERTISING TEXTS. «System analysis and applied information science». 2017;(2):62-67. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2309-4923-2017-2-62-67