Информационная система семантического поиска изображения к тексту рекламного объявления
https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-4-62-68
Аннотация
В связи со стремительным развитием информационных технологий современное общество испытывает потребность в решении проблем накопления, хранения и автоматизированной обработки семиотически неоднородных массивов текстов. Важной задачей разрабатываемых технологий является поиск оперативных способов выдачи самой разнообразной информации в соответствии с запросом пользователя. Целью предлагаемой работы является разработка компьютерной информационной системы, позволяющей к заданному тексту рекламного объявления подобрать наиболее подходящую по содержанию иллюстрацию. При этом основное содержание текста предлагается представлять в виде определенного набора главных и второстепенных ключевых слов, а содержание иллюстрации – в виде многоуровневого комплекса дескрипторов. Близость этих содержаний (и соответственно корреляцию между изображением и вербальным компонентом рекламного объявления) можно определить через максимальное число совпадений опорных слов и дескрипторов с учетом их степени важности. Важной особенностью данной системы является использование тезаурусного способа представления содержания изображения, представляющее собой описание иллюстрации в виде некоторого набора слов и отношений между этими словами в рамках некоторой предметной области. Преимуществом данного метода является то, что он позволяет учесть как доминирующие, так и второстепенные черты изображения. Анализ результатов работы компьютерной системы показал ее достаточно высокую эффективность. Таким образом, было доказано, что формальная взаимосвязь вербального текста и иллюстрации рекламного объявления вполне осуществима на лексико-семантическом уровне.
Об авторе
Н. Г. ШвецБеларусь
Швец Наталия Георгиевна, старший преподаватель кафедры информатики и прикладной лингвистики МГЛУ
Список литературы
1. Зубова, И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие / И. И. Зубова. – Минск: МГЛУ, 2001. – 211 с.
2. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и компьютерная лингвистика / Большакова Е. И. [и др.]. – М.: МИЭМ, 2011. – 272 с.
3. Марчук, Ю. Н. Компьютерная лингвистика: учеб. пособие / Ю. Н. Марчук. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 317 с.
4. Карпилович, Т. П. Моделирование процесса смысловой компрессии текста: когнитивно-дискурсивный подход / Т. П. Карпилович. – МГЛУ. – Минск: МГЛУ, 2003. – 226 с.
5. Швец, Н. Г. Определение основного содержания текстов рекламных объявлений / Н. Г. Швец // Материалы ежегодной науч. конф. преподавателей и аспирантов ун-та 16–17 апреля 2002 г. в 3 ч. / Минский гос. лингв. ун-т; отв. редактор Н. П. Баранова. – Минск, 2003. – Ч. 2. – С. 82–87.
6. Швец, Н. Г. Формальный способ представления изображений рекламных объявлений в виде тезауруса / Н. Г. Швец // Вестник МГЛУ. Сер. 1, Филология. – 2019. – № 2(99). – С. 161– 171.
7. Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие / А. Н. Баранов. – М.: Эдиториал УРРС, 2001. – 360 с.
8. Браславский, П. И. Тезаурус как средство описания систем знаний / П. И. Браславский [и др.] // НТИ. Сер. 2. – 1997. – № 11. – С. 16–22.
9. Шингарева, Е. А. О двух направлениях представления семантики текста (тезаурус и фрейм) / Е. А. Шингарева // НТИ. Сер. 2. – 1982. – № 8. – С. 1–8.
Рецензия
Для цитирования:
Швец Н.Г. Информационная система семантического поиска изображения к тексту рекламного объявления. Системный анализ и прикладная информатика. 2019;(4):62-68. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-4-62-68
For citation:
Shvets N.G. Information system of semantic search of the image to the text of advertising announcement. «System analysis and applied information science». 2019;(4):62-68. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-4-62-68