Киберспортивное соревнование как новация информационного общества и методология его проектирования
https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-3-65-74
Аннотация
В статье рассмотрено явление киберспорта как новации, порожденной информационным обществом и информационными технологиями. Указаны причины стремительного развития киберспортивной активности в мире и в Республике Беларусь. Отмечена актуальность проблемы проектирования киберспортивного соревнования как многокомпонентной системы социально-зрелищного мероприятия. Анализируются особенности организации указанных соревнований с позиции «as it is», выявляются недостатки существующей практики проектирования и реализации технических аспектов, определяются направления обеспечения должного –«must be» при организации объектов материально-технической составляющей инфраструктуры киберспортивного турнира, так как они являются базовыми элементами соревнования. В качестве решения проблемы предлагается построение референтной модели технико-технологического компонента (ТТК) подготовки и проведения соревнований по киберспорту. За основу взято соревнование типа «минор». Представлены следующие элементы: принципы проектирования ТТК соревнования по киберспорту типа «минор»; структурнофункциональная схема подготовки и реализации ТТК соревнования; организационная структура управления; общий вид алгоритма технической организации указанного соревнования. Эффективность разработанной референтной модели ТТК обеспечивается при условии ее реализации в рамках системы менеджмента качества МС ИСО 9000 с учетом двухуровневой иерархии принципов. На первом уровне иерархии – основополагающие принципы СМК, задающие направление деятельности по организации соревнования по киберспорту в целом. На втором уровне иерархии – принципы, уточняющие специфику разработанной референтной модели ТТК.
Об авторах
Д. B. КравченкоБеларусь
Кравченко Дмитрий Владимирович, магистрант спортивно-технического факультета.
И. В. Бельский
Беларусь
Бельский Иван Владимирович, декан спортивно-технического факультета, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, судья международной категории, мастер спорта СССР по тяжелой атлетике.
В. П. Старжинский
Беларусь
Старжинский Валерий Павлович, профессор, доктор философских наук, профессор.
Список литературы
1. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. И. И. Дюмулена; Вступ. статья Г. В. Полуниной [с. 5–30]; Ред. Е. И. Розенталь. М., Прогресс.1966. С. 46.
2. Лазаревич, А. А. Постиндустриализм в зеркале теории информационного общества / А. А. Лазаревич // Философия и социальные науки. – 2007. – № 4. – С. 11–17.
3. Старжинский, В. П. На пути к обществу инноваций / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. – Минск: РИВШ, 2016. – 445 с.
4. Васюк, В. Е. Виды спорта и их техническое обеспечение: учеб.метод. пособие / В. Е. Васюк. – Минск: БНТУ, 2015. – 192 с.
5. Hemphill, D. Cybersport / D. Hemphill // Journal of the Philosophy of Sport. – Dublin: University, 2005. – P. 207.
6. Wagner, M. G. On the scientific relevance of esports. Symposium conducted at 2006 international conference on Internet computing & conference on computer games development, Las Vegas, NV. Retrieved from [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.ucmss.com/books/LFS/CSREA2006/ICM4205.pdf. – Дата доступа: 31.01.2019.
7. Белорусская федерация киберспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cybersport.by. – Дата доступа: 31.01.2019.
8. Старжинский, В. П. Методология науки и инновационная деятельность: пособие для аспирантов, магистрантов и соискателей ученой степени кандидата наук всех специальностей / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: БНТУ, 2012. – 287 с.
9. Линейная организационная структура управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.upravlenie24.ru/liniastruktur.htm. – Дата доступа: 23.03.2019.
Рецензия
Для цитирования:
Кравченко Д.B., Бельский И.В., Старжинский В.П. Киберспортивное соревнование как новация информационного общества и методология его проектирования. Системный анализ и прикладная информатика. 2019;(3):65-74. https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-3-65-74
For citation:
Kravchenko D.V., Bel’skij I.V., Starzhinskij V.P. ESports competition as an novation of information society and methodology of its design. «System analysis and applied information science». 2019;(3):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/2309-4923-2019-3-65-74