СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПРОВЕДЕННЫЙ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИНТЕНСИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ

Полный текст:


Аннотация

Система поддержки принятия решений – достаточно мощный инструмент, присутствующий в настоящее время в большинстве сложных систем. Система поддержки принятия решений должна учитывать интенсивность взаимодействия обучающегося со средой обучения. При этом обеспечивается высокий уровень знаний и способность их применения выпускниками.

Авторами статьи рассмотрена методика моделирования процесса обучения с применением такой системы с точки зрения статистики. В статье предложен статистический синтез системы поддержки принятия решения для случая, когда посредством использования цепи положительной обратной связи учитывается интенсивность взаимодействия обучающихся и среды обучения. Синтез проведен по критерию минимума апостериорной вероятности получения неудовлетворительной оценки на экзамене (тесте, зачете). Синтез проведен при следующих допущениях: интенсивность взаимодействия обучающегося со средой обучения является дискретной величиной, пространство состояния оценок обучающегося является конечномерным и дискретным, процесс прохождения адаптивного учебного ресурса (последовательной реализации изучения тем и разделов технической дисциплины) имеет вероятностный характер и моделируется цепью Маркова. При этом считалось, что переходные вероятности интенсивности взаимодействия одинаковы, переходная плотность вероятности оценок распределена в соответствии с усеченным слева и справа распределением Гаусса (порядок определения математического ожидания оценки гауссовской плотности и среднеквадратического отклонения в статье описан), а априорная плотность вероятности для первого шага может аппроксимироваться гауссовской плотностью вероятности с учетом априорных сведений о результатах обучающегося, полученных им за изучение обеспечивающих дисциплин. Приведенные иллюстрации достаточно наглядно поясняют основные результаты исследования. Оценка интенсивности взаимодействия обучающегося со средой обучения в статье определена как оценка максимума дискретной апостериорной плотности вероятности.

Полученные результаты позволяют реализовать синтезированную систему на практике. Для оценки адекватности разработанной модели авторами статьи был проведен педагогический эксперимент, суть и результаты которого будут приведены в последующих публикациях.


Об авторах

Е. В. Кондратёнок
Белорусский национальный технический университет
Беларусь

Кондратёнок Елена Вячеславовна - старший преподаватель



В. А. Кондратёнок
Военная академия Республики Беларусь
Беларусь

Кондратёнок Василий Анатольевич - кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры радиолокации и приемо-передающих устройств 



Список литературы

1. Орлов, П. А. Методы математического моделирования процесса обучения / П. А. Орлов, И. Г. Дровникова И. Г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2009–1/03–01–09.ttb.pdf. Дата доступа: 26.02.2013.

2. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.

3. Кондратенок, Е. В. Анализ возможности использования системы поддержки принятия решения при реализации адаптивного учебного ресурса / Е. В. Кондратенок, В. А. Кондратенок // Системный анализ и прикладная информатика. – № 4. – 2015. – С. 27–30.

4. Топольский, Н. Г. Вероятностно-статистический подход к решению задач создания сложных систем безопасности объектов / Н. Г. Топольский, А. Н. Членов // Материалы ХV НПК «Проблемы горения и тушения пожаров на рубеже веков». – М.: ВНИИПО МВД России, 1999. – С. 141–142.

5. Кондратенок, Е. В. Результаты разработки адаптивного учебного ресурса // Системный анализ и прикладная информатика. – № 4. – 2014. – С. 72–76.

6. Кондратенок, Е. В. Особенности проведения лабораторного практикума при реализации концепции виртуальных университетов / Е. В. Кондратенок, В. А. Кондратенок, Д. А. Шаров // Материалы Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ» (Минск, БГУ, 27–30.11.2012) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/27836. Дата доступа: 26.07.2016.

7. Bar-Shalom. Y. Multitarget – Multisensor Tracking: Principles and Techniques / Bar-Shalom Y, Li X-R. – YBS Publishing, Storrs, 1995.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кондратёнок Е.В., Кондратёнок В.А. СТАТИСТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПРОВЕДЕННЫЙ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ИНТЕНСИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ. «Системный анализ и прикладная информатика». 2016;(3):59-67.

For citation: Kondratyonok E.V., Kondratyonok V.A. DECISION SUPPORT SYSTEM STATISTICAL SYNTHESIS, BASED ON AN ASSESSMENT CARRIED OUT WITH THE INTENSITY OF INTERACTION TEACH AND THE LEARNING ENVIRONMENT. «System analysis and applied information science». 2016;(3):59-67. (In Russ.)

Просмотров: 170

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2309-4923 (Print)
ISSN 2414-0481 (Online)